OnXard. Картограф-градостроитель (stasonxard) wrote,
OnXard. Картограф-градостроитель
stasonxard

Размышление о градоацизме (RU)

Недавно прочел радостную новость, что некая дама, как мне показалось, нашла сведения о том, что в одном из ныне оставшихся старых домов на Татарке на самом деле жили её предки.
Это действительно важное событие не только для неё в жизни, но и в жизни Киева в целом. Однако мне придётся и здесь еще раз напомнить про одну очень важную деталь.


Читая критические тексты (к сожалению, ныне покойного) соседа по раёну Олеся Бузины наткнулся на интересный фрагмент. Про заселение Львова т. н. "рагулями", и где довольно правильно описывается псевдогордость тем, что теперь они "Львовяне, жители города с богатой историей". И как удивительно, что выжившие "коренные" Львовяне просто молчат, наблюдая, как переехавшие в этот город своими манерами его только поганят и превращают в свинарник и сквернословник.
Я думаю, уважаемые (и не очень) киевляне, картина Вам знакома? А ведь это то, что творится в каждом городе!
Вот не хочется о плохом. Честно. Но кто со мной общался уже без раздумий ждут мою коронную фразу по поводу - коренных горожан не существует, это просто фикция. Не стоит некоторые определения принимать "as is", и уж тем более слушать подряд всех тех, которые себя мнят таковыми. Кажется, у Олеся была точно такая же мысля. И даже если вы жили здесь три-четыре поколения, то вы, скорее всего не "утилизированные", таких как вы природа города терпеть не собирается.

Да, действительно, у нас есть горожане, которые прожили несколько поколений в городе. Наверняка они хранят воспоминания своих родителей, дедов-прадедов. Однако стоит помнить о том, как этих самых горожан что в царское правление, что в советское, что в фашистский период - не важно - просто истребляли "залежавшихся":
"Вот жил здесь пан Бурунек, а здесь пан Феднюк, а после визита исправника обоих с семьями не стало, на их жилплощадь приехали новые, пока незнакомые. Боимся, мож нас в один прекрасный день так исправник отселит, а на наше место придут еще одни новые".
Эта цитата не претендует на точность, деталей не припоминаю, но привести очень к месту.
И такое жестокое поведение к давним горожанам независимо от ихнего статуса очень даже не мудрено. Но об этом гораздо ниже...
Из истории своей семьи я помню только то, что моя бабуся и прабабуся жили сначала на бандитском Подоле, затем их в голод 10-20х ХХст. переселили на Соляную в небольшой индивидуальный домик. Да, я уже и наслышан и начитан про мельницу на реке Глыбочица в начале улицы Соляная. Потом когда Соляную застроили - бабуля уже одна переехала в индивидуалку на Победы 14, через пару лет встретила моего деда. Потом в конце 50-начале 60 нас выгнали в Сырец.

А что же происходит, например, на землях, где когда-то было село Вигуровщина? Я же не встречал никакой информации о том, чтобы тамошних селян переселяли в дома этого же... пусть будет "жилого массива". Одни источники говорят, что в жилом массиве обосновывались семьи милиционеров. Другие сведения сообщают о частичном заселении этого района бывшими з\к. Уже со временем понимаешь, что между первыми и вторыми (а также ихними детьми) разницы совершенно никакой.
По работе общаюсь с коллегой, которая с о времён постройки живёт на этой легендарной "Трое". Приведу короткую издержку:
"-Сегодняшняя Троещина - это поколение интернета. То ли дело 80-е... когда вечером можно было запросто встретить одногодку с обрезом который поинтересовался, откуда ты. Меня не трогали, так как мой парень был видным на все по тем временам построенные микрорайоны и его уважали (в том самом смысле). А вот неместные инспектировались на предмет "чего здесь забыл"...
-То есть "с какого ты раёна" - это еще "те" времена, а не наши 90-е?
-...со всем вытекающими. Так, не перебивай. Ну да, что-то в таком формате. Сами мы переехали со Святошина"
Вот вам и еще один взгляд на среду обитания.

Думаю, разницу между людьми разъяснять не обязательно. Первые наверняка собирают сведения о своем прошлом, вторые же решают "свои" проблемы. Первые ратуют за дальнейшее развитие города, вторые за то, чтобы не трогали и не меняли ихнее "болото" (эммм... "стабильность", это ты??). Первые согласны обогащатся духовно, вторые - материально и химически. Но в то же время как приятно видеть, что из среды "вторых" потихоньку выходят "первые". Давайте сейчас не будем отвлекаться на то, что на Троещине население "типа молодое".
Также не столь существенно, осталась ли старая застройка, пропитанная воспоминаниями и хранящая в себе артефакты древности. Или это новый, с нуля отгроханный полный функциональности (и не всегда удобства) микрорайон без малейшей истории. Пожалуй, у последнего история со временем появится, но не всю её стоит также бережно хранить, как историю.. скажем, дома с Химерами, замка Барона или, там, Доминиканского Костёла.

Эх, мысли мои, скакуны. Куда помчали? Назад, хватит лирики!

Давайте вернёмся к населению города. Исторически складывалось так, что в городе жили, мягко скажем, те, кто хотел эффективности в своей жизни. Им важен рост ихней карьеры. Да, они-то не прочь обработать грядку, но жить близко к земле и постоянно с ней возиться для среднестатистического горожанина не в первом приоритете. Да и нету у нас нынче стольких земледельцев - загородние участки уже похожи на респектабельные дворцы.
Для горожанина достаточно небольшого объема в клетке, именуемой "многоквартирный дом", которая за задумкой не только капиталистического но и социалистического мировоззрения было бы исключительно местом отдыха и сна (попробуйте возразить). После построения карьеры, конечно, уже не столь важно жить здесь, можно переехать в другое место.
А теперь - стоять! Если вы правильно поняли фразу "переехать в другое место", то представили себе, что городская квартира - это должен быть некий перевалочный пункт, ступенька в жизни человека. И сейчас засидевшиеся по нескольку десятилетий горожане с недовольсткием поднимают брови. Да-да, (не)уважаемые, Вы, вы и вы засиделись. Вот здесь-то очень к месту было так называемое жестокое переселение и ли уничтожение горожан. Представлялись он (скажу на современный манер) раковой опухолью города.
Но давайте не будем так жестоко о всех. Ведь можно разобраться в этих "оседлых" и понять, что не все они заслуживают такого жестокого отношения.
Да, меня кажется пробивает на двойные стандарты. Но это далеко не так. Этих людей надо обязательно разделить и обстоятельно подумать, какую же фактическую роль они играют в жизни города. И это как раз самый правильный шаг. Который не делали ни раньше, когда "травили" всех, ни как ни прискорбно - сейчас - когда власти города потакают (почти) всем без разбору.
Самые первые бросаются в глаза жертвы исторического издевательства: у одних "колбаса по 2.20", у других "жестокие колонизаторы", у третьих "несносные погодные условия, болеем, нас отсюдова выкинули" (возможно, для поддержания демографической ситуации в другом регионе)... Ну что я могу сказать. После таких потрясений человек зацикливается на нанесённой ему душевной травме (наверное, это называется именно так). Мнение таких людей стоит слушать, но с крайне жесткими фильтрами. Не стоит забывать, что история - это слепок политики того времени. И сам этот слепок важно смотреть сквозь литературу самых разных взглядов. И если такой человек выдаёт предложение, запятнаное его душевной травмой - очень важно и нужно знать историю, чтобы после принятия его предложения можно было бы хотя бы представить, где и когда будут вылазить последствия такого решения. Не надо коверкать застройку! Историческое остаётся историческим, типовая застройка реконструируется и достраиваются свечи как очаги культуры в беспросветном гетто креаклии. Если вокруг свечки вдруг выростает забор - на него также вдруг находится автоген, чтобы напомнить о светочистве этого здания для окружающих многоэтажек. И не надо прикрываться законом, в этом же законе есть статья про самозахват территорий, пусть даже он будет разрешен.
Дальше бросаются в глаза "местные" со своими "это мой раён!", "ссышь, ты чо тут забыл?", "Поехал отсюда пока не получил, я тут главный.". Не важно, они типа "борцуны" или криминалитет. Тут и берёт свое начало градоацизм - течение среди населения, истинно ратующее против изменений, которые не согласованны с ихним мнением. С ними лучше считаться, иначе по ихним меркам "пойдёшь по безпределу" со всеми вытекающими. Здесь нам и "Я не понял, чо ты решаешь?", и "Я чо должен платить х*илам за свет-газ. Да ани мне абязаны, эти абизьяны, я к х*ям ихнюю канторку разгромлю если у меня хотя бы ножку от стула на долги с*и*дят! Пусть не вякают своими." и зайцы в общественном транспорте, которым "обязано государство". Правда, сегодня у нас зарождается "институт" т. н. "линейных" ребят - которые в такой же манере держат транспортные дороги, маршруты таксомоторов/метро/общественного транспорта, реже - теплотрассы и канализации(в основном бомжи), и которые готовы "разъяснять", что они там "главные", а район твой - за окошком/крышкой люка.
В жизни с такими сталкиваешься, когда попадаешь не в нужное время не в нужное место. И уже без модного ай-фона узнаешь, что такие тоже есть.

Еще одна категория, достойная первого места, но в процентном соотношении вообще-то на четвертом(а то и пятом) - это активисты. Даже не важно, только местные они, или только живут в общежитии и водят троллейбус/маршрутку или только содержат в исправности те же теплопункты и теплотрассы. Именно они готовы менять наше будущее, ихнего энтузиазма хватает на всех, а иногда он течет через край. Вот они-то хранят и приумножают историю. Они есть креативный городской класс. Именно им стоит не просто оставаться на своих местах, но и по примеру вторых быть независимыми "смотрящими"/"разводящими" на районе, а не перекачанным парнишам с бычьими шеями, которым плевать на других.

Наконец-то из этого леса вскрываются карьеристы. Для них район - временная среда обитания, достигнув определённого уровня они перекидываются в другое место. Собственно, в дремучем прошлом эти-то в город приезжали и совершенствовались здесь, а потом уезжали совершенствоваться дальше. И город-жернова существовал ранее исключительно для удовлетворения-перемалывания ихней потребности.

Также есть "инертная масса", самая численная. Просто живут, в некоторой степени сочетают в разной степени в себе черты всех предыдущих четырёх групп, но живёт чисто для того, чтобы жить. Думаю, этих безынициативных людей как правило и называют стадом. И если население пытались "сократить", то начинали с них.

Но ведь по факту все далеко не так. Я вот, например, представитель такой себе инертной массы...
И у меня вот до сих пор проблемы с районным паспортным столом и нынче по меркам я теперь уже не киевлянин, а житель области + без прописки. Но это не повод мне как-то поносить существующую ситуацию, а наоборот, показать, как это все выглядит на самом деле, и что все должно быть именно так.
... но и в самой инертной массе могут существовать представители мощных современных молодёжных течений, некоторые члены политических партий, самозанятые предприниматели, очень тихие активисты многих движений и много-много других не менее ординарных личностей. Современное развитие мира позволяет каждому самоопределиться, и настоящим "инертным", наверное, будет один из тысячи.
Однако все эти люди обязаны не просто быть, а заявить о себе в рамках города. Вложить свой кирпичик в его развитие. Ибо так надо. Этим и руководствовались ранее при "сокращении" - кто в своей жизни не вложил - иди под откос. Не важно, что твои предки вкалывали, именно ТЫ ничего не сделал. После такого объяснения понятно, что процесс можно назвать "саморегуляцией" города, а некоторые "залежавшиеся" - просто паразитами, которых надо выдавливать.
Мировые тенденции диктуются мировой общественностью. Если пошел шум о велосипедных дорожках - значит они должны появиться везде, где есть в них потребность. И этому не должен противиться любой город. Если есть бабка, которая против "дорожки потому что это газон", то надо ей напомнить, что этот газон возле дороги - увы - декоративный. А возможно, существует на случай дальнейшего расширения дороги. И этого тоже могут потребовать (и потребуют!) новые горожане, которые только-только заехали.
А теперь подумайте, на чьи плечи это все ложится (пусть даже неявным образом)? Правильно - на плечи Градоацистов. Именно они должны будут заставлять пассивных существующих либо уезжать, либо становиться активными и сознательными созидателями города.

И да, искренне желаю той даме не просто приобрести жилье предков, но и не уронить статус активиста, хранящего наше историческое наследие. Чтобы также сохранилось как можно больше разносторонних взглядов на события и объекты прошлого. И жизни без популистов.
Subscribe

  • Как прошло 3 августа 2015 года.

    Пора освежить бложик. Расскажу я вам немного про то, как обширная прослойка нашего населения сходит с ума. Начну по моему жизненному укладу. В…

  • Второй титул от киевлян

    Не встиг я собі приміряти статус "Луганського", як завдяки небайдужим киянам обзавівся ще й міліцейсько-шантропним статусом. ... Сьогодні, 24 квітня…

  • Не прошло и недели...

    ...как до каклов начало доходить. Доходит, конечно, как до жирафа, но лучше поздно, чем никогда. Да и украинцам (не хохлам, а именно украинцам)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments